Обучение персонала :: Тренинги и семинары :: Кто был на тренинге, в цирке не смеется

Кто был на тренинге, в цирке не смеется


Бизнес–тренинги — это очень весело. Взрослые и совсем трезвые люди играют в ручеек, трогают друг друга за макушку, строят дома из палочек, ищут ассоциации и пытаются вспомнить, что запрещала им мама в детстве. Платят за это большие деньги и потом уверяют, что очень помогло в бизнесе.


Для того чтобы не видеть и не слышать ничего о бизнес-тренингах, нужно немногое. Хороший спам–фильтр на электронной почте, хороший секретарь на телефоне, хорошее свойство не глазеть по сторонам и не читать чего попало. Иначе контакт с предложениями что-нибудь потренировать просто неизбежен. А раз неизбежен, то, может, и не сопротивляться? Тема этого номера — о том, чего можно, а чего нельзя ждать от бизнес–тренинга. Где можно расслабиться и получить удовольствие, а что лучше обходить стороной.

Считается, что бизнес–тренинги пришли к нам с Запада. Это правильно, но неточно. Не со всего Запада, а из Британии и США. Дело тут в культуре и ментальности. Одно и то же слово, которое переводится как «знание», разные народы понимают очень по–разному. Для англичанина и американца знание — понятие дискретное. Его можно разделить, расчленить на куски. Лучше всего об этом говорит устойчивое выражение «piece of knowledge» — буквально «кусок знания». То же относится и к опыту. Но так нельзя сказать о connaissance — знании по–французски. Да и по–русски… впрочем, по–русски можно сказать все. То же относится и к мастерству, умению. По–английски это skills, которые легко учитывать в штучном исчислении. «Ты сколько скиллов на пятом уровне собрал?» — сленг компьютерных игроков именно об этом.

Ровно отсюда проистекает идея не целостного обучения, а тренировки отдельных знаний и навыков, полезных для жизни. В частном случае — для бизнеса. И это работает. Надо больше продавать — пойди, поучись продажам. Сотрудники не подчиняются — пожалуйте на тренинг эффективного руководства. Плаваешь в новых инструкциях ФНС — следуй на тренинг для бухгалтеров. Впрочем, стоп. Для бухгалтеров — это уже не тренинг. Это семинар.

Настала пора определиться в терминах. По традиции, которая уже успела устояться за несколько лет, тренингами называют занятия (обычно с группой), цель которых — натренировать какой–то навык. Например, умение продавать. Или навык вести деловые переговоры. Или умение выступать не краснея. Занятия с группой, на которых основное — передача не навыков, а информации, называются семинарами. К примеру, о новых кознях налогового законодательства. Или Таможенного кодекса. Бывает, что с тренингами путают также консалтинг. Этого делать не следует — особенно дорого ошибиться в противоположном направлении: принять тренинг за консалтинг. Отличие очень простое: если тренинг — это выработка навыка, то консалтинг — использование чужих навыков (обычно для решения какой–то проблемы).

Строгую границу между тренингами и семинарами нащупать очень трудно. Ведь перед тем, как чему–то научить, надо что–то рассказать. И наоборот: там, где на первом месте передача каких–то сведений, неизбежно тренируются какие–то навыки. По крайней мере, усидчивость. Наконец, прежде чем приступать к занятию, хороший тренер обязан поинтересоваться, а для чего, собственно, потребовались его услуги и какую проблему хочет решить клиент. То есть выступит в роли консультанта. И чем дальше, тем больше эти сегменты будут пересекаться. Почему? Каждая компания на мутном и непрозрачном рынке тренингов (а в том, что он именно таков, вы убедитесь из следующих статей темы номера) хочет отличаться от других. Поскольку прочитали в книжках, что в условиях конкуренции нужно самому рыть себе нишу. А где ж ее рыть, как не на стыках?

Чтобы окончательно запутать терминологию, нужно упомянуть коучинг, или индивидуальное наставничество. Если тренинг обычно производится в группе, то коучинг обязательно подразумевает работу один на один. Что, естественно, бывает и дороже, и эффективнее.

Эффективность — отдельная тема. О том, можно ли ее измерить и если да, то как, тренеры спорят в отдельной статье темы номера. А сейчас — простая аналогия. Вся суть бизнес–тренинга становится понятной, если отрешиться от слова «бизнес» и вспомнить обычную спортивную тренировку. Например, человеку нужно научиться играть в большой теннис. Он может взять ракетку и сразу выйти на корт. Может прочитать книгу о технике удара. Но даже зная, как правильно держать ракетку и бить по мячу, он вряд ли достигнет больших успехов. Чтобы поставить удар, нужен тренер. Который может проводить занятия как в группе, так и персонально. Быстрее научишься, конечно, во втором случае. Но и у группы есть свои преимущества: есть с кем поиграть.

Каждый, кто выучился неплохо играть в теннис, кататься на горных лыжах или бороться на ковре, хорошо ощущает чувство правильной техники. Без него в спорте невозможно достичь результатов. Вот только побеждает не всегда тот, у кого техника лучше и правильнее. А что такое бизнес? Тот же спорт. Или цирк…



Автор: Михаил Попов

Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №21 от 25 октября 2005 года.



MD-HR
https://md-hr.ru/articles/html/article32692.html