MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
md-hr
md-hr
>
Организационная структура Искусство управления Регулярный менеджмент Мотивация персонала Обучение персонала Подбор персонала Аутсорсинг Книги по управлению персоналом Услуги по организационному консультированию О проекте Форум
 
Balanced Scorecard: как избежать ошибок при переходе от теории к практике?

Balanced Scorecard: как избежать ошибок при переходе от теории к практике?


Сегодня методология стратегического управления Balanced scorecard (BSC) или Сбалансированная система показателей вызывает уже не только теоретический, но и практический интерес у российских компаний. Многим руководителям знакомы идеи рассмотрения стратегии компании через призму нескольких перспектив (Финансы, Клиенты, Бизнес-процессы, Обучение и персонал – в «классическом» варианте), построения стратегических карт, отражающих причинно-следственные связи между различными стратегическими целями, использования как финансовых, так и нефинансовых показателей для мониторинга и управления стратегией. Но примеров успешного воплощения этих идей на практике пока немного.


Предположим, что ваша компания приняла решение о внедрении BSC. Какие ловушки ждут вас при переходе от теории к практике?

Ошибки или трудности при осуществлении таких проектов можно условно разделить на три группы: методологические, организационные и трудности автоматизации. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методологические ошибки, которые приводят к возникновению «псевдо» систем BSC.

Многие методологические ошибки связаны с неправильной трактовкой сбалансированности системы. Сбалансированность в данном случае – понятие комплексное. Прежде всего, это сбалансированность стратегии, то есть отсутствие противоречий в выстроенной цепочке причинно-следственных связей, отражающих стратегию компании. Только обеспечив сбалансированность самой стратегии, мы начинаем рассматривать систему показателей, призванных отразить степень достижения наших стратегических целей. С точки зрения показателей, подразумевается баланс между финансовыми и нефинансовыми показателями, между результатами (показателями, отражающими достижения компании на определенный момент времени) и факторами достижения результатов. Также сбалансированность BSC заключается в балансе между внешним окружением компании (акционеры, клиенты) и внутренними ее составляющими (персонал, бизнес-процессы).

Отправная точка при внедрении BSC – это стратегия, набор конкретных показателей в данном случае вторичен. Многие же компании понимают сбалансированность системы исключительно как сбалансированность показателей. Распределив показатели действующей в компании системы KPI (ключевых показателей деятельности) по нескольким перспективам или просто дополнив финансовые KPI нефинансовыми, компания получает «псевдо» BSC, представляющую собой вариант системы KPI, но никак не инструмент стратегического управления. Начинать внедрение BSC c балансировки показателей, а не с выстраивания стратегии, - одна из самых распространенных ошибок в практике российских компаний.

При внедрении BSC нельзя также забывать о необходимости обеспечить взаимосвязь BSC и системы бюджетирования компании. Заданные в BSC целевые значения финансовых показателей должны быть отражены в годовом бюджете. Также в годовой бюджет должно быть заложено финансирование стратегических инициатив или мероприятий, призванных обеспечить достижение стратегических целей компании. На практике нередко построенная система BSC не связана не только с годовым оперативным бюджетом, но и со стратегическим бюджетом. При этом оперативный бюджет, в свою очередь, может существовать в отрыве от стратегического бюджета. Выстроенная таким образом система управления не будет работать. Преимущество методологии BSC как раз и заключается в четком определении стратегии компании и выделении соответствующих ресурсов на ее выполнение. Повседневная деятельность компании (оперативный контур управления) должна быть направлена на достижение долгосрочных стратегических целей.

Итак, если компания принимает решение о внедрении сбалансированной системы показателей, важно идти «сверху вниз», то есть от стратегии к показателям, но никак не наоборот, от показателей к стратегии. Чтобы сконструированная вами BSC не «повисла в воздухе», она обязательно должна быть интегрирована с другими инструментами управления компанией, в том числе с системой бюджетного управления.

А.Савицкая, ведущий консультант компании TopS BI


Источник: www.topsbi.ru

Версия для печати
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Программное обеспечение для системы сбалансированных показателей
Разочарование (оказывается, наличие стратегии не дает никаких конкурентных преимуществ) сменилось пониманием того, что мало иметь хорошую стратегию – надо еще уметь переводить ее на язык действий....
подробнее..
Внедрение технологии Balanced Scorecard на российских предприятиях
Применение технологии Balanced Scorecard (BSC), или системы сбалансированных показателей (ССП), в российских компаниях приобретает все большие масштабы.
подробнее..
Balanced Scorecard: как избежать ошибок при переходе от теории к...
Сегодня методология стратегического управления Balanced scorecard (BSC) или Сбалансированная система показателей вызывает уже не только теоретический, но и практический интерес у российских компаний....
подробнее..
Balanced Scorecard в онлайне и в жизни
В свое время меня очень рассмешила одна карикатура. У экрана монитора сидят два пса, и один говорит другому: “Чем мне нравится чат: здесь никто не догадывается, что ты — собака”. Недавно я снова...
подробнее..
5 мифов о Balanced Scorecard
Из существующих теорий и подходов к управлению, сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC) вызывает сегодня наибольшее количество разногласий. Технология управления, используемая...
подробнее..
Balanced Scorecard - новый инструмент стратегического планирования
Написание этой статьи проходит под впечатлением того интереса, который вызвала тема Balanced Scorecard на проведенном мной в Москве семинаре по технологиям управленческого учета. Хотя эта система...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: