MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
md-hr
md-hr
>
Организационная структура Искусство управления Регулярный менеджмент Мотивация персонала Обучение персонала Подбор персонала Аутсорсинг Книги по управлению персоналом Услуги по организационному консультированию О проекте Форум
 
Аутсорсинг :: Фрилансеры :: Будни и праздники фрилансера

Будни и праздники фрилансера


Пятница, вечер. Очередное нудное совещание, которому не видно конца и края… Вам нестерпимо хочется встать и, не дожидаясь финала, отправиться по своим делам. Вдобавок вас передергивает при виде начальника, который не только снова прилюдно раскритиковал выдвинутое предложение, но еще и обозвал вас, обладателя двух престижных дипломов и семилетнего практического опыта, дилетантом. А еще вы давно мечтаете перестать ежедневно вскакивать в семь утра и тащиться к девяти в офис через весь город в заполненном такими же «счастливчиками» вагоне метро…

Если все вышесказанное к вам не относится, скорее всего, вы идеальный сотрудник для офиса. Впрочем, если вы согласны, по крайней мере, с двумя тезисами, подумайте — может быть, вам на роду написано стать фрилансером и обрести таким образом долгожданную свободу от офисной рутины?


Что это за птица?

Фрилансер (от англ. free lance — свободная занятость) — это специалист, предпочитающий офисной работе свободную охоту за заказами на свои услуги. Сравнение с охотой далеко не случайно — фрилансера, как и волка, «ноги кормят». Как правило, фрилансерами становятся те, кто помимо определенного багажа знаний и практического опыта обладает творческой или редкой профессией, а также смелостью моряка, выходящего в одиночное плавание.

Психологи, занимающиеся вопросами профориентации, обычно выделяют 6 основных причин перехода сотрудника из офиса «на вольные хлеба»:

  • Потребность в максимальной и разносторонней творческой самореализации.
  • Нежелание подчиняться жестким внутрикорпоративным правилам.
  • Поиск равностатусного профессионального партнерства.
  • Желание по своему усмотрению планировать день и распределять рабочую нагрузку, самостоятельно определять размеры своего заработка.
  • Присутствие в характере черт и индивидуальных особенностей, делающих человека сложным объектом для управления.
  • Необходимость совмещать профессиональную деятельность с воспитанием детей.

Современные фрилансеры — это люди самых разных профессий: юристы и врачи, психологи, бизнес-консультанты и тренеры, торговые агенты и риэлторы, маркетологи и пиарщики, художники и актеры, фотографы и модели, журналисты, дизайнеры и программисты. Тем не менее профессиональный фрилансер — для России явление относительно новое, в то время как в США и в странах Европейского союза специалистов, зарабатывающих деньги на условиях свободной занятости, очень много. Причем год от года их число растет. Аналитики прогнозируют, что уже к середине XXI века в связи с развитием интернет-технологий дистантная форма работы и свободная занятость станут преобладающими в большинстве сфер деятельности.

Растущий спрос на фрилансеров связан с тем, что западная модель ведения бизнеса все чаще предпочитает проектный подход. То есть под существующий запрос клиента собирается команда специалистов, каждый из которых является профессионалом в определенной области. После выполнения заказа команда может взяться за новый проект или распадается. Как правило, такая форма работы приносит наибольшее удовлетворение и заказчику, и специалистам, работающим над проектом.

В своем отечестве

Большинство российских фрилансеров сегодня заняты в сферах рекламы и PR, журналистики, компьютерного дизайна и интернет-технологий, тренингов и обучения персонала, творческих проектах. Специалисты высокого уровня, имеющие необходимый опыт и деловые связи, часто работают как фрилансеры в области консалтинга — управленческого, кадрового, юридического. При этом наиболее охотно сотрудничают с фрилансерами иностранные фирмы, ориентированные на западные модели ведения бизнеса.

Российские компании со всеми плюсами и минусами отечественного менеджмента, как правило, более консервативны и к фрилансерам относятся настороженно. Что опять-таки вполне объяснимо: ведь основу, костяк большинства российских компаний составляют сотрудники, привыкшие зависеть от стабильной зарплаты, регулярно выдаваемой бухгалтером в пыльных нарукавниках. Твердый оклад (пусть и небольшой по современным меркам) и полная занятость с 9 до 18 пять дней в неделю создают столь ценное в наши дни ощущение стабильности. Рабочий день в офисе обычно приправлен верными средствами от рутины: интригами и сплетнями, борьбой за расположение начальника. Творческому человеку, не желающему включаться в офисные игры, но полному энтузиазма, существовать в такой среде очень тяжело. Получив несколько раз «по шапке» за свои предложения, он либо перестает генерировать идеи, полезные для компании, и начинает заниматься имитацией бурной деятельности, либо уходит в поисках лучших условий для более эффективного приложения своих способностей. Поэтому, как ни парадоксально, именно российские компании «семейного типа» с консервативной структурой становятся основными «поставщиками» фрилансеров на рынок труда.

Что нужно фрилансеру для успеха? Помните, что свободная занятость потребует от вас умения самостоятельно продвигать и рекламировать свои услуги потенциальным заказчикам. И, чтобы преуспеть в этом, необходимо владеть искусством самопрезентации. Самопрезентация для фрилансера — это, во-первых, наглядная информация о нем как о специалисте — портфолио, во-вторых, навыки, которые можно развить путем тренировки.

Портфолио фрилансера — это аккуратно и грамотно оформленная подборка проектов, выполненных им лично или командой с его участием, отзывы о его работе, рекомендательные письма, визитки, дипломы и сертификаты — все, что так или иначе подтверждает компетенцию и профессионализм.

Навыки самопрезентации — это продуманный имидж, хорошо поставленная речь, уверенное поведение, харизма, если хотите, а также умение грамотно формулировать вопросы, внимательно слушать и быстро отвечать собеседнику.

Но самый главный вопрос, который необходимо решать каждому фрилансеру, — где и каким образом найти заказчиков?

К счастью, в наши дни на помощь приходят современные средства коммуникации, в первую очередь — Интернет. С помощью Всемирной паутины фрилансеры создают сайты и регистрируют их в популярных поисковых системах, а также пользуются системами директ-мейл.

Кроме того, фрилансеры, заинтересованные в активном продвижении своих услуг, принимают участие в тематических конференциях, выставках, семинарах, где знакомятся и обмениваются визитками с потенциальными заказчиками. Например, в среде бизнес-тренеров, работающих на условиях свободной занятости, считается, что для получения 5–10 предложений о сотрудничестве, из которых до реализации доходит 1–3 проекта, нужно распространить не менее 200 визиток за один квартал.

Один из самых верных способов привлечения клиентов — «изустная реклама», то есть рекомендации или положительные отзывы о работе, выполненной вами в качестве фрилансера, которые дают одни довольные клиенты другим (пока еще потенциальным). Неслучайно в среде «вольных художников» бытует такая поговорка: «До 40 лет ты работаешь на свое имя, после 40 — имя работает на тебя».

И наконец, в некоторых случаях фрилансер может успешно сотрудничать с компанией-посредником (провайдером), берущей на себя все вышеперечисленные хлопоты и привлекающей фрилансера на стадии, когда договор с клиентом уже заключен. Правда, в этом случае вольнорабочий может потерять в деньгах, но зато выиграть в количестве и регулярности заказов.

Чтобы жизнь медом не казалась

До сих пор мы говорили только о плюсах и привлекательных сторонах «фри ланса». Но это лишь одна сторона медали. Если бы в «казацкой вольнице» фрилансеров не было минусов, то вряд ли кто-нибудь вообще согласился бы с утра до вечера работать в офисе и подчиняться строгой служебной дисциплине.

Первый минус — нестабильность доходов и быстро меняющиеся условия на рынке труда. И какой бы деятельностью ни был занят фрилансер — дизайном, журналистикой, медицинской практикой, тренингами и т. д., — ему все равно необходимо заниматься активным продвижением себя и доказывать свое преимущество по сравнению с конкурентами. При этом основными соперниками фрилансера являются компании, предоставляющие такие же услуги, но обладающие большими возможностями продвижения на рынке и большими финансовыми ресурсами.

Второй минус — сложности с подтверждением опыта и квалификации, особенно когда речь идет о крупном заказе или больших деньгах. Поскольку фрилансер сам по себе является собственной «торговой маркой», качество этой марки нуждается в постоянном подтверждении — как документальном, так и деятельном. Формальное право заниматься какой-либо деятельностью на условиях свободной занятости вы получаете вместе с аттестатом о среднем образовании, но, разумеется, чтобы иметь интересную работу и высокие заработки, школьного образования недостаточно. Лучше всего иметь один, а то и несколько дипломов и хотя бы небольшой практический опыт, самостоятельно реализованные проекты. А если вы собираетесь стать, например, частнопрактикующим врачом, вам будет необходимо получить соответствующую лицензию.

Третий минус — необходимость всегда и во всех ситуациях рассчитывать только на себя. В отличие от офисных сотрудников успешных компаний, о благополучии и здоровье которых радеет работодатель, фрилансер сам вынужден заботиться о социальных благах и гарантиях, таких как отпуск, медицинская страховка, пенсионные отчисления, учет трудового стажа.

Подводя итог, можно сказать, что полная и окончательная свобода — это главная иллюзия начинающих фрилансеров. «Вкалывать на себя» придется столь же активно, как и на работодателя, если вы, конечно, хотите добиться успеха. При условии, что вы правильно определили сферу приложения своих способностей, разумно организовали рабочее время и научились строить коммуникацию с нужными вам людьми, независимая деятельность фрилансера будет приносить вам огромное удовлетворение и в психологическом, и в творческом, и в финансовом смысле. Счастливой охоты!


Источник: www.aif.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Фрилансеры Freelancer"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Путь фриланса
Вам, как и любому человеку, иногда могут понадобиться деньги. Наиболее традиционный способ их получения – заработать. Но что делать, если уже есть постоянная работа, менять ее не хочется, но денег...
подробнее..
Зачем компании прибегают к услугам фрилансеров?
Зачем всевозможные компании прибегают к услугам фрилансеров? Ответ очевиден: во-первых, не всем хватает штатных специалистов. Во-вторых, услуги фрилансера дешевле.
подробнее..
Фрилансеры против веб-студий
Когда меня просят сегментировать рынок веб-разработки в России, я обычно выделяю четыре группы: первый эшелон (десятки человек в штате, 3-5 компаний), средние веб-разработчики (до 15-25 человек в...
подробнее..
Будни и праздники фрилансера
Пятница, вечер. Очередное нудное совещание, которому не видно конца и края… Вам нестерпимо хочется встать и, не дожидаясь финала, отправиться по своим делам. Вдобавок вас передергивает при виде...
подробнее..
Как стать фрилансером
Определения фриланса ты нигде не найдешь, есть только дословный перевод этого слова с английского языка: freelance - внештатный. Внештатная работа и раньше была, только называлась она по-другому -...
подробнее..
Работа по настроению
Исследование Миннесотского университета показало, что свободный рабочий график в определенных сферах имеет больше плюсов, чем минусов. Длительный эксперимент выявил, что если сотрудники...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: