Аутсорсинг :: Дауншифтинг :: Переход на низкую передачу

Переход на низкую передачу


Столетиями философы и психологи пытались объяснить безудержное стремление человека к власти и деньгам, но еще сложнее им было дать научное обоснование массовому отказу людей от всех материальных благ на пике своей карьеры и возможностей.


Это необычное явление возникло отнюдь не в последние годы. Только в ХХ веке неутолимая жажда денег и стремление к карьере трижды сменились желанием «жить в шалаше» и не работать. Первый массовый отказ людей от идеологии больших должностей и денег пришелся на 1960-е годы. В это время начали активно продвигаться в массы идеи хиппи. Отказаться от всего материального и соединиться с природой — такая философия, естественно, не предполагала потребность в труде. Примерно с середины 1970-х на смену «детям природы» приходят яппи (YUPpies — young urban professionals). Это целое поколение молодых трудоголиков и карьеристов, которые ценят деньги и собственные интересы и презирают любые высокие цели, духовные и семейные ценности.

Сегодня весь цивилизованный мир переживает новый виток изменения общественной философии: оказывается, работа в стиле яппи — это не единственный путь получения удовольствия от жизни. Теперь от карьеры отказываются уже ради собственного творческого развития. Это направление получило название «дауншифтинг». Философия дауншифтинга заключается в том, что свободное время и возможность заниматься любимым делом и развиваться намного важнее участия в карьерной гонке и погони за материальными благами. Изречение древних, что самые дорогие вещи стоят совсем недорого или вообще не имеют денежной цены, как нельзя лучше описывает жизненную позицию дауншифтеров.

Снижение оборотов

Житель Николаева Александр К. — личность весьма неординарная. Он окончил школу экстерном, затем Киево-Могилянскую академию, был победителем многочисленных республиканских олимпиад. В студенческие годы неплохо зарабатывал написанием научных работ, и в преддверии предвыборной кампании был приглашен в Киев одной крупной политической партией, где занимался составлением программы партии, написанием текстов выступлений и т.д. После победы партии на выборах, ему предложили хорошую карьеру. Но он отказался от перспективного места и уехал в родной Николаев работать грузчиком на центральном рынке. Через несколько лет он вернулся в Киев, и какое-то время работал охранником. Сегодня ему 23 года.

История невероятная, но подтверждает, что дауншифтинг в Украине встречается. Однако отечественный антикарьеризм — явление довольно странное. Все считают, что его у нас нет, но при этом многие знают истории о людях, которые отказывались от карьеры в самом ее расцвете. Виктор Крючков, специалист по разработке тренинговых программ консалтинговой группы «Четвертое измерение», говорит: «Выделять дауншифтинг как отдельное социальное явление, на мой взгляд, не совсем корректно. Это понятие, прежде всего, связано с индивидуальными психологическими проблемами конкретных людей. Очевидны и причины появления такого явления: сегодня от специалиста требуется максимальная собранность, отдача и высокая стрессоустойчивость, не говоря уже о необходимости постоянного совершенствования рабочих навыков. Порой в таких условиях единственным доступным решением представляется бросить работу вообще. Правда, люди редко идут на такие кардинальные перемены в собственной жизни. В большинстве случаев заменой такому решительному шагу служит саботирование служебных обязанностей, поиск менее ответственной работы или небольшой отпуск».

Андрей Богословский, заместитель директора и HR-консультант консалтинговой компании «ЮрКрафт» имеет схожую точку зрения: «В нашей стране настолько низкий уровень материального благосостояния, что полный отказ от карьеры могут позволить себе только самые богатые люди, но, фактически, они и так являются хозяевами своего времени. За рубежом дауншифтерами становятся люди, которые уже заработали достаточно для дальнейшей жизни и понимают, что не стоит гнуть спину, когда у тебя и так все есть. Правда, есть категория людей, которые отказываются от карьерного роста ради любимой работы. Я сам к таким отношусь. В свое время я отверг предложение занять должность директора в крупной компании, где и зарплата, и стабильность намного выше, и остался на своем месте, чтобы заниматься тем, что мне нравится».

Слабое распространение дауншифтинга в Украине подтверждают исследования персонала украинских компаний, проведенные компанией «ЮрКрафт». «Они показали, что за очень редким исключением, люди называют зарплату или материальное поощрение главным мотивом в работе. А удовлетворенность работой тесно связана с удовлетворенностью своей зарплатой», — говорит г-н Богословский.

Но если человек уже решил отказаться от карьеры, он может выбрать несколько вариантов. Западные дауншифтеры чаще всего стремятся к уменьшению количества рабочих часов, чуть реже они меняют работу на менее оплачиваемую и ответственную, а некоторые вообще отказываются от работы или меняют сферу деятельности.

У отечественных дауншифтеров вариантов меньше. Елена Лунина, член Ассоциации организационных психологов, утверждает: «Руководителю сложно понять нежелание человека работать, в его представлении — это унижение и непринятие его собственных жизненных ценностей. Поэтому возможность трудиться меньше есть только у пенсионеров-дауншифтеров. Для молодых же этот вариант недоступен. Уйти на более низкую должность в рамках одной компании тоже практически невозможно. В бизнес-организациях стоит заикнуться о понижении — тебя сразу увольняют. А вот в государственных структурах — это возможно. Конечно, коллеги быстро вешают на такого человека ярлык дурака, но всегда находятся желающие продвинуть «своего человека» на потенциально вакантное место». По мнению г-жи Луниной, если человек уже решился на подобный шаг, то ему, скорее всего, придется сменить род деятельности, так как в прежний профессиональный мир путь будет закрыт.

Хиппи от труда

По мнению наших экспертов, принять философию дауншифтинга могут как мужчины, так и женщины. Правда, к представительницам прекрасного пола общество отнесется при этом более лояльно. «Для женщин такая стратегия выглядит чрезвычайно естественно, — говорит Виктор Крючков. — Отказ женщины-менеджера от продолжения карьеры ради возможности уделять больше внимания семье ни у кого не вызовет удивления. Однако мужчины решаются на снижение жизненного уровня не реже, к тому же они обычно настроены решительней. Правда, из-за стереотипов вернуться к карьере им обычно сложнее».

В жизни человека есть три периода, когда он «рискует» стать на путь дауншифтинга. «Многие украинцы резко меняют сферу деятельности в возрасте до 30 лет. Часто они оказываются жертвами так называемой семейной карьеры, — рассказывает Виктор Крючков. — Если в семье существует целая династия какой-то профессии, то ребенок в девяти случаях из десяти пойдет по тому же пути. Есть и другой вариант, когда родители по своим соображениям — материальным или идейным — навязывают собственному чаду определенное образование и карьеру. Проработав несколько лет, такие люди понимают, что занимаются не тем, что им нужно, и уходят».

Следующий этап хорошо известен под названием «кризис среднего возраста». «У людей в 35-45 лет появляются две проблемы. Первая связана со стрессами на работе, перенапряжением и усталостью, накопившимися за годы. А вторая — с психологическим дискомфортом. В этом возрасте происходит переоценка ценностей. Часто приходит осознание того, что жизненные цели бессмысленны и ложны. Легче выкручиваться из таких ситуаций владельцам собственного бизнеса, приглашая наемного топ-менеджера», — говорит Елена Лунина.

Последний критический период приходится на 50 лет. «Люди в этом возрасте становятся менее амбициозными и понимают, что не все можно купить, а всех денег не заработать, — считает Андрей Богословский. — К тому же сказывается здоровье, а сберечь его можно одним способом — уйти с работы, которая регулярно приносит стресс».

Жить или иметь

Андрей Макаревич в своей песне одной фразой выразил все возможные проблемы и последствия столь решительных перемен в жизни как дауншифтинг: «Нашел не то, что искал, а искал не то, что хотел». По западной статистике, только 34% дауншифтеров совершенно довольны произошедшими в их жизни переменами; свыше 30% — в целом довольны, но сожалеют об уменьшении дохода. Около 15% антикарьеристов очень тяжело переживают потерю прежнего заработка. Но есть и 7% несчастных, которые совершенно не удовлетворены переменами в своей жизни.

Уменьшение дохода — не единственная проблема. Часто дауншифтинг — это просто один из этапов в жизни, и через какое-то время люди хотят вернуться обратно. Но есть профессии, в которых крайне сложно «открутить» ситуацию назад.

Представители некоторых специальностей являются антикарьеристами по своей природе. Например, работники IT-отрасли вообще редко горят стремлением к росту. Андрей Богословский считает, что к перманентным дауншифтерам можно причислить также дизайнеров, рекламистов и психологов. К тому же изменения, происходящие в творческих видах деятельности, не столь значительны, чтобы временный отказ от карьеры мог повлиять на профессионализм.

А вот крупный бизнес не прощает длительных отпусков, и вернуться в него практически невозможно. «Мы обнаружили интересную закономерность, — рассказывает Виктор Крючков. — Человек, занимающий ответственный руководящий пост, хороший специалист, всегда четко различает профессиональную и личную жизнь. Он не самоидентифицируется со своей профессией. Если его спросить: «Кто ты?», то, подумав, он никогда не скажет: «бизнесмен», «менеджер» или «главный бухгалтер». Он ответит: «путешественник», «художник», «гонщик». И подобное разделение неслучайно. Человек не живет в тени своих социальных связей, контактов и обязанностей. Поэтому возрастные кризисы и тенденции «Бросить все и уехать в деревню» такие люди преодолевают менее болезненно и всегда с пользой для себя».

В любом случае, прежде чем совершить столь ответственный шаг и кардинально изменить свою жизнь, наши эксперты советуют провести подготовительную работу. Во-первых, можно воспользоваться проверенным житейским советом: взять небольшой творческий отпуск для осознания себя и своего места в жизни. Цель такого отпуска — создать пространство, в котором можно прожить совершенно иной вариант жизни. Вырваться из монотонности и хронической усталости. За это время попробовать помечтать о своем будущем. Если в мечтах будет присутствовать карьерный рост и социальный статус, то нужно становиться не дауншифтером, а специалистом в других видах деятельности.

Если вспомнить биографии великих людей, можно обнаружить, что многие из них завершали свой жизненный путь, занимаясь не той деятельностью, которая их прославила. Полководцы становились монахами (в Украине это, пожалуй, исторически сложившаяся тенденция: достаточно вспомнить времена казачества), актеры — художниками, а писатели — садоводами или фермерами. Почему же менеджер не может позволить себе стать, к примеру, кулинаром?

Мировой антикарьеризм

Согласно опросу газеты The Guardian, проведенному в 2002 г., за последние 10 лет в странах Западной Европы около 30% работающего населения стали дауншифтерами. В Австралии и США этот показатель несколько ниже — около 25%. Такая статистика натолкнула британскую исследовательскую компанию TGI Global изучить ценности людей разных стран (в том числе и в Украине), чтобы спрогнозировать возможности распространения этого явления в мире. Похожее исследование проводила и российская компания «КОМКОН». В результате опросов оказалось, что 52% россиян считают деньги показателем успеха и счастья, а среди украинцев таких людей набралось 63%. Развитые страны демонстрировали другие цифры: Китай — 40%; США — 19% и Великобритания — 17%. Исходя из этого, исследователи сделали вывод о том, что дауншифтингу больше всего подвержены именно развитые страны.

Если раньше антикарьеризм был привилегией только богатых людей, то сегодня на Западе добровольно снизить уровень доходов и, соответственно, трат решаются также представители среднего класса. Чаще всего дауншифтеры встречаются среди людей с доходом $20-25 тыс. в год, реже — с доходом $30- 60 тыс., а самой малочисленной группой дауншифтеров стали те, кто зарабатывают более $60 тыс.

МНЕНИЕ. РУСЛАНА ПЛИС. Управляющий партнер центра PR-консалтинга Publicity Creating

— Стоит понимать, что дауншифтинг бывает как добровольный, так и вынужденный. В первом случае, человек сознательно отказывается от карьерного роста, а причины этого могут быть самыми разными: от психологических проблем до «депрессии успеха» или возрастного кризиса. Такое у нас встречается, на мой взгляд, крайне редко. При вынужденном отказе от карьеры существуют внешние причины, которые «заставили» сотрудника пойти вниз по карьерной лестнице. Вынужденных дауншифтеров в Украине очень много.

Думаю, в абсолютном большинстве случаев, дауншифтер — не самый привлекательный сотрудник для работодателя. Карьерист (в хорошем смысле этого слова) более предсказуем и управляем (тоже в хорошем смысле этого слова). Дауншифтер — это неожиданность, такой человек своим решением уйти от карьеры может нарушить планы организации, которая на него рассчитывала. Но из этого правила есть исключения, например, когда сотрудник идет на понижение с целью профессионального совершенствования. Такой поступок только на первый взгляд парадоксален, но на самом деле сотрудник может прийти к выводу, что недостаточно силен в профессии, или же он находится не на своем месте.

Один знакомый начальник отдела сбыта отказался стать вице-президентом компании. Причем сделал это дважды за полтора года. Он считал, что является «самым хорошим начальником отдела», но «самым посредственным вице-президентом». Итог был печальным — руководство предложило ему уволиться. В другой ситуации арт-директор отказался от карьеры в рекламном агентстве и перешел на должность верстальщика в типографию. Причину этого не мог понять никто, пока спустя полгода не выяснилось, что он просто стал «свидетелем Иеговы» и посчитал, что его старая должность связана «с лукавым», а верстать каталоги — благое занятие.

МНЕНИЕ. ИРИНА КОНЧЕНКО. Консультант агентства Golden Staff

— Позволить себе стать дауншифтером в Украине может далеко не каждый. Тем не менее, на практике мы все же встречаемся с таким явлением: примерно 3-5% людей, занятых поиском работы, рассматривают для себя возможность карьерного понижения и снижения уровня занятости. Как правило, люди готовы пожертвовать карьерой и доходом ради меньшей загруженности или более интересной работы.

К нам обращаются собственники небольшого бизнеса, которые, наладив работу своей компании, не имеют возможности профессионально развиваться и приобретать новые знания и опыт, так как у фирмы недостаточно финансовых ресурсов для развития новых направлений. Такие специалисты желают отойти от дел и оставить вместо себя наемного директора для того, чтобы занять должность топ-менеджера в крупной компании. Обращаются к нам и наемные специалисты, желающие уменьшить свою нагрузку. В большинстве случаев украинские дауншифтеры соглашаются только на незначительное снижение дохода. Конечно, бывают случаи, когда человек переходит на более интересную работу с гораздо меньшим доходом, но, как правило, он рассчитывает на дальнейшее продвижение.

Нужно отметить, что рекрутинговые агентства, и мы в том числе, относятся к таким соискателям настороженно. Разумеется, многое зависит от сегмента рынка труда, который интересует претендента. Например, дауншифтерами могут быть представители творческих профессий (дизайнеры, художники, имиджмейкеры), и для них дауншифтинг — не препятствие в поиске работы. В производственной же сфере стремление к понижению чаще всего говорит о том, что мотивация сотрудника к профессиональным и карьерным достижениям будет невысокой.


Источник: www.vd.net.ua


MD-HR
https://md-hr.ru/articles/html/article32872.html