MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
md-hr
md-hr
>
Организационная структура Искусство управления Регулярный менеджмент Мотивация персонала Обучение персонала Подбор персонала Аутсорсинг Книги по управлению персоналом Услуги по организационному консультированию О проекте Форум
 
Искусство управления :: Лидерство :: Новые качества глобального лидера завтрашнего дня

Новые качества глобального лидера завтрашнего дня


Компания Accenture участвует в международном исследовательском проекте, призванном помочь организациям определить важнейшие черты лидера будущего.


В рамках данного исследования перед ведущими компаниями была поставлена задача назвать тех, в ком они видят будущих руководителей, — людей, обладающих необходимым потенциалом для руководства глобальной организацией. Получив их список, мы, вместо выяснения представлений руководителей сегодняшнего дня о лидерах будущего (которыми они вряд ли станут), решили обратиться к тем, кто был назван руководителем завтрашнего дня. С целью получения информации использовались такие методы, как опрос участников специально подобранных групп, интервьюирование и обзоры. К настоящему времени нам известна точка зрения свыше ста лидеров будущего, названных таковыми более чем в пятидесяти ведущих компаниях по всему миру.

Сравнение качеств лидеров прошлого и будущего позволило выявить как сходство, так и отличия. Многие свойства, считавшиеся необходимыми для эффективного руководства прежде и не потерявшие актуальности сегодня, сохранят свое значение и в будущем. Такие качества, как предвидение, честность, ориентированность на результат и забота об интересах клиента, всегда жизненно важны как для прошлого, так и для будущего.

Вместе с тем, следующие пять ключевых факторов, безусловно, будут иметь больший вес в будущем: глобальное мышление, учет многообразия культур, владение современными технологиями, ориентированность на партнерство и способность к распределению руководства.

В данной статье невозможно дать детальное описание всех этих факторов, и мы изложили лишь основные моменты.

Глобальное мышление

Глобализация скажется на лидерах будущего самым непосредственным образом. Времена, когда крупная компания могла замкнуться на своем регионе (или стране) и при этом преуспевать, скоро закончатся. В будущем тенденция, ведущая к появлению глобально связанных рынков, будет, по всей вероятности, только усиливаться. Участники нашего опроса отмечали, что лидеры должны понимать не только экономические аспекты глобализации, но и ее культурные, правовые и политические последствия. Руководителям во всех сферах деятельности придется смотреть на себя как на граждан мира с гораздо более широкими взглядами и набором ценностей.

Считается, что два процесса придадут глобальному мышлению ключевое значение в будущем, а именно стремительный рост глобальной торговли и интегрированных глобальных технологий, например электронной коммерции. Роберт Рейч, бывший министр труда США, выступая на конференции в Сан-Диего, пошутил, что он, намереваясь купить «американский» автомобиль, оказался в затруднении, поскольку практически невозможно установить, какая часть комплектующих нынешних автомобилей изготавливается в самой Америке. Участники нашего исследования со всего мира предсказывают рост масштабов глобальной торговли. Некоторые из них считают, что будущим лидерам придется поработать во многих странах и в виртуальных сетях, прежде чем они поймут, что мультинациональная торговля может дать их организациям в конкурентной борьбе. В условиях стремительного усиления конкуренции производители встанут перед необходимостью научиться управлять глобальным производством, маркетингом и реализацией как в реальной, так и виртуальной среде.

Другой причиной, делающей глобальное мышление неотъемлемым качеством лидера будущего, являются новые технологии. Их использование позволит экспортировать труд «белых воротничков» по всему миру. Программисты из Индии будут сотрудничать с проектировщиками из Италии в разработке продукции, изготавливаемой в Индонезии и продаваемой в Бразилии. Технологии помогут устранить препятствия на пути глобального бизнеса, казавшиеся непреодолимыми в прошлом. Руководителям, погрязшим в локальных проблемах и менеджменте на микроуровне, будет очень сложно конкурировать на глобальном рынке. Лидеры, способные сделать так, чтобы глобализация работала на них, получат огромное конкурентное преимущество.

Ориентированность на партнерство

Развитие партнерских отношений и альянсов приобретет в будущем гораздо большее значение, чем имело в прошлом. Многие организации, редко вступавшие в альянсы раньше, регулярно создают их в настоящее время. В будущем эта тенденция станет еще более очевидной. В одной из недавних статей журнала Forbes компания Accenture была приведена как яркий пример такого партнерства, компанию же IBM назвали «старой школой».

Реинжиниринг, реструктуризация и сокращение размеров ведут нас в мир, где аутсорсинг всех видов деятельности, кроме основных, похоже, станет нормой. Все более важным считается умение договариваться о создании альянсов и управлять сложными сетями. Участвовавшие в нашем опросе руководители определили совместное руководство новыми видами бизнеса как одну из жизненно необходимых составляющих успешного глобального предприятия.

Изменение роли клиентов, поставщиков и партнеров оказывает глубокое влияние на руководителей. В прошлом было ясно, кто ваш друг, а кто враг. В будущем это станет менее очевидным. В таких не похожих друг на друга отраслях, как энергетика, телекоммуникации и фармацевтическая промышленность, одна и та же организация может быть и клиентом, и поставщиком, и партнером, и конкурентом одновременно. В новом мире становятся абсолютно необходимыми прозрачные, долгосрочные и взаимовыгодные отношения со многими организациями. Разгром врага, который, как выясняется впоследствии, является еще и потенциальным клиентом, может оказаться лишь кратковременной победой.

Способность к распределению руководства

В мире, где руководство гибкой, изменчивой сетью, возможно, будет важнее управления с вершины жесткой иерархии, способность эффективно распределять руководство — требование, а не предмет выбора. Указывая партнерам по альянсу, что и как им делать, можно быстро их лишиться. Все участвующие стороны должны уметь работать вместе для достижения общей цели.

Участники нашего опроса полагают, что в будущем другими будут не только руководители, но и работники. Многие понимают, что один из ключевых факторов их успеха — высококвалифицированный персонал. Питер Дракер как-то заметил, что высококвалифицированные работники — это люди, которые знают о своей работе больше, чем их менеджеры. Во взаимоотношениях с ними старые модели руководства не действуют. Практика, при которой подчиненным указывают, что и как им делать, становится нелепым анахронизмом. Руководителям придется запрашивать исходные данные и работать в режиме разделения доступа к информации. Удержать высококвалифицированных работников станет непросто. Вряд ли можно ожидать от них особой преданности конкретной организации, они, скорее, будут вести себя как свободные профессионалы, работающие с тем, кто предоставляет максимальные возможности для развития и карьерного роста. Умение привлекать и удерживать талантливых работников будет ценным качеством руководителя будущего (М. Goldsmith. Retaining High-Impact Performers. — Leader to Leader). Может статься, проявить это умение поможет распределенное руководство. Считается, что оно также потребует выработки новых ценностей и ротации руководителей, обеспечивающей баланс сильных и слабых сторон.

Владение современными технологиями

Руководители со всех концов света были единодушны в том, что одним из главных качеств глобального лидера будущего является способность ориентироваться в современных технологиях. Вместе с тем, в ответах проявилась отчетливая тенденция — чем моложе участник опроса, тем большее значение придает он знанию технологий. Многие будущие руководители растут и развиваются вместе с технологиями и считают их неотъемлемой частью своей жизни. Нынешние же руководители в своей массе воспринимают технологии как нечто важное для персонала и производственных подразделений, но не для лица, руководящего «реальным» бизнесом.

Как уже отмечалось в других наших работах, владение современными технологиями в значительной мере определяется индивидуальными способностями. Вовсе не обязательно каждому быть одаренным техником или специалистом по компьютерам, однако абсолютно необходимо:

* понимать, чем новые технологии могут быть полезными нашим организациям;

* привлекать, развивать и поддерживать технически компетентных работников;

* знать, в какие новые технологии следует направлять инвестиции и как управлять этими инвестициями;

* подавать пример в применении новых технологий.

Практически все молодые участники опроса уверены в том, что новые технологии станут одним из важнейших факторов, который будет определять основные направления деятельности их организаций. Они не разделяют мнения тех руководителей, которые считают освоение новых инструментов недостойным их положения и затрат времени. Они, напротив, единодушны в том, что организации, возглавляемые технологически грамотными руководителями, получат конкурентное преимущество. Без современных технологий у интегрированных глобальных партнерств и сетей нет будущего.

Учет многообразия культур

Развитие глобализации неизбежно ведет к тому, что лидерам будущего придется действовать в условиях многообразия культур, подразумевающего разнообразие подходов к руководству и производству, личного поведения и ценностей, взаимоотношений рас и полов. Они должны осознавать не только экономические и правовые различия, но и различия социального и мотивационного характера, существующие в сфере труда во всем мире. Результаты нашего исследования совпадают с результатами исследования Центра творческого руководства, которое показывает, что «уважение к различиям между людьми» — одно из важнейших качеств эффективного глобального лидера (J. Alexander and M. Wilson. LecKling Across Cultures / F. Hesselbein, M. Goldsmith, R. Beckhard, ed. The Organization of the Future). Обладающие высоким потенциалом руководители, с которыми мы беседовали, полагают, что развитие и изучение других культур — не просто хорошая деловая практика, а один из ключевых аспектов конкурентоспособности в будущем.

Во внимание следует принимать как более, так и менее значимые составляющие конкретной культуры. К примеру, мало кто из европейцев и американцев, работающих сегодня на Среднем Востоке, удосужился прочесть (не говоря уже о том, чтобы понять) Коран. Очевидно, однако, что религия — один из важнейших факторов, влияющих на поведение жителей данного региона. Необходимо лучше понимать и менее существенные аспекты, например значение подарков, личных приветствий или своевременности тех или иных действий.

Участники опроса отмечали, что все большее значение будет приобретать умение создавать стимулы для мотивации людей, принадлежащих к разным культурам. Стратегии в сфере мотивации, эффективные в одной культурной среде, могут быть просто оскорбительными в другой. Общественное признание, которым может гордиться продавец в Соединенных Штатах, может вызвать замешательство у ученого в Соединенном Королевстве. Лидеры, способные понимать, ценить и эффективно мотивировать коллег, принадлежащих к разным культурам, станут наиболее ценным ресурсом в будущем.

Выводы

Лидеры, с которыми мы беседовали, считают, что новые времена потребуют новых навыков и умений. К сожалению, у многих сегодняшних руководителей подобные навыки отсутствуют, и нередко они даже не считают их важными. Глобальное мышление, ориентированность на партнерство, способность к распределению руководства, владение современными технологиями и учет культурного многообразия — качества, которыми многие нынешние руководители не обладают и значения которых они порой даже не понимают. А ведь это именно те качества, которые совершенно необходимы большинству будущих руководителей, которые должны восприниматься как неотъемлемые атрибуты успешного развития.

Чтобы уверенно войти в следующее тысячелетие, завтрашним организациям придется изменить либо умонастроение руководителей, либо их служебное положение. Для тех, кто собирается на пенсию, это, возможно, не так уж и важно. Это может вылиться в проблему для руководителей, не обладающих необходимыми новыми навыками, — тех, кто сегодня находится в середине своей карьеры. Они должны осознать важность этих навыков, понять, чему нужно учиться и как это сделать наилучшим образом. Существующие в организациях системы поощрения и стимулирования придется скорректировать с учетом важности новых качеств.

Плохо, что многие нынешние руководители не сознают ценности новых качеств, скорее всего потому, что не оценивают их по достоинству. Хорошо то, что потенциальные лидеры будущего в большинстве своем понимают важность новых качеств и считают необходимым заложить их в систему оценки эффективности труда. Исторически руководители действующие всегда учили и готовили руководителей будущих. Думается, так будет и впредь, с одним, однако, существенным дополнением: будущих руководителей, возможно, будут нанимать и для того, чтобы они помогали обучению и развитию нынешних. Если у будущих руководителей хватит мудрости, чтобы учиться на опыте нынешних, а у нынешних — чтобы перенимать новые качества у будущих, они смогут распределить руководство во благо своей организации.

По материалам книги «Лидерство без границ», Accenture


Источник: http://www.management.com.ua/

Версия для печати
Вернуться к разделу "Лидерство и лидеры"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Работа менеджера над собой
Принципы формирования качеств сильной личности, необходимых для достижения успеха в управлении собой и другими людьми, в изложении авторитетного эксперта по вопросам управления. Дочитавший эту...
подробнее..
Можно ли научиться лидерству?
Представляется совершенно очевидным, что научиться лидерству можно. В конце концов, почти три четверти американских компаний ежегодно направляют своих сотрудников на курсы подготовки руководителей....
подробнее..
Харизматическое управление людьми
Авторитарный стиль руководства больше не отвечает требованиям времени. Хотя еще встречаются случаи, когда одно лицо претендует на единоличную власть, раздает указания и решает казнить или миловать,...
подробнее..
Роли и обязанности лидера — что делают лидеры
Эта статья в ясной и сжатой форме излагает взгляды самых влиятельных экспертов в области лидерства, настоящих гуру делового мира. Здесь собраны идеи, подходы и концепции, выдвинутые в 1990-е гг....
подробнее..
Истинные лидеры преобразований
Просто хорошие менеджеры, к сожалению, не в состоянии встать во главе фундаментальных преобразований. Для этого нужны руководители нового типа, обладающие принципиально иным мышлением и...
подробнее..
Диагностика и развитие лидерских способностей
Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются лидерские процессы управляемыми или стихийными в своей основе. Иными словами, лидерами становятся или рождаются? Несмотря на...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: