Обучение персонала :: Тренинги и семинары :: Выбор тренинга

Выбор тренинга


Большой спектр возможностей порождает у покупателя проблему выбора. Это относится и к рынку тренинговых услуг. Как не заблудиться на этом рынке и верно выбрать обучающую программу?


Как верно выбрать тренинг

Каждый HR-менеджер при выборе тренинговой программы и, соответственно, компании-провайдера руководствуется своими принципами. Для кого-то важно, "чтобы был доволен персонал", для кого-то — "чтобы оценило руководство" или "чтобы закрыть весь бюджет на обучение". Бывают и такие необычные критерии, как "чтобы на веревочном курсе никто из подсобных рабочих не подрался". Но это уже отдельная история.

Если говорить о том, что тренинг хорош только тогда, когда он способствует росту бизнес-показателей, то критерий может быть один. Этот критерий — повышение эффективности работы участников после прохождения тренинга. Многое уже сказано и написано о самых различных показателях, по которым можно судить о качестве тренинга: об истории и реноме компании-провайдера, опыте самого тренинг-менеджера, теоретических схемах, используемых в обучении и так далее.

Поговорим еще об одном аспекте, который нередко упускается из виду. Чтобы посещение менеджерами тренинга имело своим следствием повышение рабочих показателей, важно также верно определить необходимую форму обучения: что выбрать — тренинг-семинар или стопроцентный тренинг.

Тренинг-семинар

Более чем 90% обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся "тренингами", по сути своей являются тренингами-семинарами.

Однако тренинг-семинар — не панацея, и во многих случаях как форма обучения он оказывается неэффективным. Чтобы состояться как менеджер, успешно продавать, управлять людьми, теоретических знаний, как показывает практика, недостаточно. Недостаточно знать, как правильно поставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию, нужно еще уметь это делать.

Один из HR-директоров рассказал такую историю:

Он заказал в одной из крупных консалтинговых компаний тренинг продаж для своих менеджеров. Учеба прошла, что называется, "на ура", участники дали много положительных отзывов и даже обсуждали "в курилке" материалы тренинга. Каково было удивление директора по персоналу, когда не только не изменился уровень продаж, но даже само рабочее поведение участников тренинга осталось тем же. Менеджеры по-прежнему не умели уладить конфликтные ситуации с клиентами, установить доверительный контакт, заинтересовать товаром. На вопрос HR директора, почему так происходит, один из менеджеров ответил: "Да, я знаю, как надо разрешать конфликты, устанавливать контакт, но на практике это почему-то не получается".

Стопроцентный тренинг

В своем крайнем проявлении стопроцентный тренинг может вообще не нравиться участникам… во время тренинга. После тренинга участник, применив полученные навыки на практике, действуя по-другому и получив другие результаты, меняет свое к нему отношение.

Сфера применения. У стопроцентного тренинга также свои "границы применимости". Например, он оптимально подходит для того, чтобы развить базовые управленческие навыки у менеджеров среднего звена, навыки продаж у продавцов с относительно небольшим опытом, навыки личной эффективности. И, напротив, стопроцентный тренинг не подходит в следующих случаях:

Опытом посещения стопроцентного тренинга по мотивированию поделился менеджер одной из российских нефтяных компаний. Вначале его удивило, что тренер почти ничего не рассказывает, а только дает практические упражнения. Затем — что никаких особенных "открытий" он для себя так и не сделал. И лишь придя на рабочее место, он обнаружил, что общается, взаимодействует с подчиненными по-другому. И, кроме того, оказалось, что ему не составляет особого труда побудить подчиненного поехать в двухмесячную командировку, сформировав внутреннее согласие у этого самого подчиненного.

Как купить стопроцентный тренинг

Стопроцентные тренинги на тренинговом рынке сейчас, скорее, редкость. Оговоримся сразу: стопроцентно понять, что предлагаемый вам тренинг является стопроцентным, не пройдя его, невозможно. Однако есть ряд показателей, по которым это можно установить более или менее точно.

Задаем менеджеру, продающему тренинг, а еще лучше — самому тренеру несколько вопросов.

Ответ, свидетельствующий в пользу того, что предлагаемая программа является стопроцентным тренингом: "Мы даем минимум теоретических схем, необходимый для того, чтобы начать отрабатывать необходимые навыки. Каждая теория имеет явный, непосредственный выход на практику".

В этом плане возможен вариант, когда весь теоретический материал высылается участникам за несколько дней до начала тренинга. А собственно сам тренинг предназначен для того, чтобы задать возникшие вопросы и перейти к практической отработке навыка. Такой подход экономит деньги заказчика тренинга.

Негативным симптомом будет ответ: "Вначале участники слушают теоретический материал, предлагаемый тренером, а затем у них будет возможность применить полученные знания на практике".

Позитивным: "Участники многократно (четыре и более раз) отрабатывают каждый навык в играх, специально смоделированных ситуациях. При каждой отработке они получают обратную связь от тренера и других участников о продемонстрированном навыке".

То, что вам предлагают не стопроцентный тренинг, будет ясно, если тренинг не предусматривает никакого контроля или если проводится только контроль полученных знаний.

И, наоборот, ответ в пользу того, что это стопроцентный тренинг: "Да, обязательно. В начале и перед завершением тренинга мы проводим контроль. Каждый участник проходит серию тестов — практических заданий, игр, в ходе которых оценивается уровень владения развиваемым навыком. В итоге вы сможете увидеть реальные изменения, произошедшие за тренинг. Кроме того, такой контроль позволяет повысить у участников мотивацию развиваться".

Если вам ответят, что количество участников может быть любым, "главное предупредите заранее", то речь идет о тренинге-семинаре. Ответ "не менее шести, но не более двенадцати" говорит, скорее, о том, что это стопроцентный тренинг. Действительно, отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 12 человек. Нижняя граница — 6 человек — объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.

Анна Бугрименко, Денис Лунев


Источник: www.iteam.ru


MD-HR
https://md-hr.ru/articles/html/article32852.html