MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
md-hr
md-hr
>
Организационная структура Искусство управления Регулярный менеджмент Мотивация персонала Обучение персонала Подбор персонала Аутсорсинг Книги по управлению персоналом Услуги по организационному консультированию О проекте Форум
 
Стратегия: ключ к успеху и путь к провалу

Стратегия: ключ к успеху и путь к провалу


Руководству компании стратегическое планирование позволяет осознать и сформулировать пути перспективного развития и политику, необходимую для успешной реализации поставленных задач. Оценив преимущества долгосрочной стратегии и риски, сопутствующие ей, предприятие адекватно ведет среднесрочное и оперативное планирование своей деятельности.


Стратегическое планирование призвано помочь в решении следующих задач:

  • 1. Разработка философии и основных принципов стратегии ведения бизнеса.
  • 2. Планирование целей, которое включает в себя определение основных направлений деятельности предприятия и желаемых целей.
  • 3. Анализ долгосрочных изменений на целевых рынках, в политике государства, структурных изменений в отрасли, и иных внешних факторов.
  • 4. Построение фундамента эффективного плана работы.
  • 5. Планирование оперативной и стратегической деятельности предприятия на ближайшие 5-10 лет.


Обычно процедура стратегического планирования включает в себя:

  • 1. Анализ текущей деятельности предприятия, оценка внешних факторов и выделение внутренних возможностей.

    Как правило, предприятия склонны слишком преувеличивать свои способности. Это проявляется, в частности, при оценке базового потенциала бизнеса. Так, почти все финансовые институты убеждены, что стоимость их брэндов -"выше среднего".

  • 2. Оценка конкурентной среды, выявление тенденций ее изменения.

    Для отдельных отраслей, например, для нефтехимии особую важность обретает анализ глобальной конкурентной среды. Так, по мнению международных экспертов, ряд белорусских предприятий этой отрасли значительно преувеличили потенциалы зарубежных рынков при разработке собственных проектов развития. В частности, дефицит некоторых видов сырья, испытываемый химическими предприятиями можно было упредить, наладив их производство у себя до того, как в России построили заводы, способные полностью потреблять все, производимое на внутреннем рынке, угрожая простоями нашим предприятиям.

  • 3. Постановка стратегических долгосрочных и краткосрочных целей и задач.

    Этот этап самый важный, он определяет основное направление, стержень деятельности компании на длительный период. Именно в рамках долгосрочной стратегии развития должна строиться текущая деятельность компании. Яркий пример -- компания МТС. При входе на белорусский рынок она разработала долгосрочную региональную стратегию развития в рамках общей стратегии развития. В рамках долгосрочной стратегии были учтены возможные колебания внешней среды и предусмотрены ответные шаги на эти колебания. И на данный момент компания продолжает реализацию своей стратегии, являясь лидером отрасли по темпам развития.

  • 4. Описание современных и будущих сфер деятельности, разработка желаемого кодекса поведения, выделение желаемых целей - например, достижение конкретных показателей (рентабельность, прибыль, выручка, оборот), определяющих предпринимательский успех.

    Другой пример. Предприятия Беларуси озабочены тем, как обеспечить 10% рост объемов производства. Достижение такого результата невозможно без тщательно спланированной и выверенной стратегии развития предприятия. Рост, конечно, может быть достигнут дорогой ценой, но если достижение данного роста становится частью долгосрочной стратегии развития предприятия, то можно ожидать, что по его достижении оно не остановится в развитии.

  • 5. Выработка различных сценариев деятельности для реализации поставленных стратегических целей и задач при различных вариантах изменения внешней среды. Оценка вероятности наступления каждого из сценариев.

    Основоположники метода сценарного планирования из Rоуаl Dutсh/Shеll считают, что компании следует опираться на два или даже четыре сценария. Когда компании вырабатывают лишь один сценарий развития ситуации, то из-за этого часто терпят убытки, не могут реализовать проект. Так, из-за недостатков в маркетинговой стратегии и изученности тенденций европейского рынка провалилось глобальное внедрение сотовой связи 3-его поколения (3G). Те же проблемы испытывает на данный момент один из белорусских сотовых операторов. За последний год компания несколько раз меняла стратегию позиционирования своего продукта, стратегию завоевания доли рынка. Сегодня результаты работы этой компании не очень успешны.

    Одна из самых распространенных ошибок при выработке стратегии -- это ее полная определенность. Принимая какие-либо статические состояния внешней и внутренней среды за определенность, разработчик абстрагируется от изменений окружающей действительности. И стратегия получается слишком точной и применимой лишь для конкретных условий. Эта точность и определенность говорит о ее нежизнеспособности. Эти ошибки были характерны для многих западных компаний при входе на белорусский рынок. Так, компания "Форд" не учла особенностей экономического развития Беларуси, разработав лишь общую модель, характерную для иных регионов, причем в конкретной статичной ситуации.

  • 6. Выработка последовательности действий сотрудников компании, оценка имеющихся ресурсов и потребность в дополнительных, необходимых для достижения цели.
  • 7. Разработка бизнес-планов развития для наиболее вероятных сценариев, цифры в них помогают точнее видеть, как будет развиваться компания.

    Многие компании предпочитают самостоятельно заниматься стратегическим планированием своего бизнеса. Конечно, группа ключевых сотрудников после сбора необходимых внешних и внутренних данных может оценить альтернативные решения, выработать некоторые элементы стратегии деятельности предприятия. Однако в дальнейшем эффективность работы такой группы снижается, так как некоторые неэффективные альтернативы могут быть предложены самыми влиятельными членами группы.

Именно на этой стадии оптимальный вариант -- это приглашение независимой инвестиционной компании-консультанта, которая поможет провести более детальный анализ и объективно выбрать лучшую из представленных альтернатив.

Такой консультант помогает не только заложить фундамент стратегического бизнес-планирования, разработав философию бизнеса, ценности и принципы работы, но и построить эффективный план работы, определив миссию организации и категории критических целей для каждого подразделения.

Максим КОХОВ,

аналитик инвестиционной компании "ЮНИТЕР"


Источник: www.neg.by

Версия для печати
Вернуться к разделу "Разработка стратегии, разработка маркетинговой стратегии"
Обсудить статью на форуме (cообщений: 1)

  • john74
    Слов много, на практике все гораздо проще :) Вот например: Разработка бизнес-планов развития для наиболее вероятных сценариев, цифры в них помогают точнее видеть, как будет развиваться компания. Вы видели хоть один работающий бизнес-план?

    Ответить в тему



  • Поиск


    Маркетинг и акционерная стоимость
    В последние годы задача повышения акционерной стоимости рассматривается как основная руководителями все большего числа крупных компаний. В предлагаемой вашему вниманию книге вы познакомитесь как с...
    подробнее..
    Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии
    Добрая часть того, что сейчас называется «маркетингом», это, в лучшем случае, организованный, систематический процесс продаж, при котором основные работы — от прогноза до складирования и рекламы —...
    подробнее..
    Стратегический маркетинг менеджмент
    Вопросы "Что продавать?", "Кому продавать?", "Где продавать?" и "Как продавать?" являются для компаний принципиальными. Потому что все прочие вопросы — организация производства, инновационный...
    подробнее..
    Без выбора нет стратегии
    Описаны основные подходы к резработке стратегии.
    подробнее..
    Как упорядочить процесс разработки стратегии
    Описаны современные концепции разработки стратегии
    подробнее..
    Всей командой – к заветной цели
    Правильно выбранная стратегия развития – половина успеха компании. Но только половина. Чтобы обеспечить успех на сто процентов, важно объединить свою команду вокруг стратегических целей.
    подробнее..
     
    Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
    Реклама: